Разъяснения ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок

26 октября 2007 14:24
 

В связи многочисленными вопросами, поступающими от территориальных органов, ФАС России разъясняет порядок применения приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее - Приказ).

1. Вопрос: Каков порядок регистрации сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) (далее - сведения о недобросовестных поставщиках), представленных заказчиками в ФАС России (территориальный орган ФАС России) ?

Ответ: Сведения о недобросовестных поставщиках, представленные заказчиками в ФАС России (территориальный орган ФАС России), регистрируются в общем порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Кроме того, Центральный аппарат ФАС России осуществляет ведение отдельного журнала регистрации сведений о недобросовестных поставщиках (далее - Журнал).

Журнал ведется в электронном виде и содержит следующие строки заголовка:

1) входящий номер;

2) дата поступления в ФАС России;

3) заказчик;

4) поставщик (исполнитель, подрядчик);

5) ответственный исполнитель;

6) № и дата приказа;

7) № и дата решения;

8) существо решения Комиссии;

9) сведения о выдаче предложения (предписания);

10) срок исполнения предложения (предписания);

11) сведения об исполнении решения комиссии об обращении суд;

12) сведения об исполнении решения комиссии о возбуждении дела об административном правонарушении;

13) сведения об исполнении предложения (предписания);

14) сведения о включении в Реестр (№ реестровой записи, дата размещения сведений на официальном сайте).

В целях систематизации сведений о недобросовестных поставщиках ФАС России полагает целесообразным ведение аналогичного журнала в территориальных органах ФАС России.

2. Вопрос: Каким образом разграничена компетенция между ФАС России и территориальным органом ФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках ?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 15.05.2007 № 292 "Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков" (далее - Положение о ведении реестра), ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) осуществляется ФАС России.

Согласно пункту 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 (в редакции Приказов ФАС РФ от 27.06.2007 № 194 и от 01.08.2007 № 243) территориальный орган, в пределах компетенции, вправе принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра).

Согласно пункту 11 Приказа, территориальные органы ФАС России наделены функциями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта при размещении заказов на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России:

- для федеральных нужд территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, а также уполномоченными ими получателями бюджетных средств;

- для нужд субъектов Российской Федерации;

- для муниципальных нужд.

Под функциями по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, понимаются полномочия территориальных органов ФАС России по включению и исключению сведений о недобросовестных поставщиках в Реестр, а также по возврату таких сведений заказчику.

ФАС России вправе принять к рассмотрению сведения о недобросовестных поставщиках, подлежащие рассмотрению в территориальном органе. При этом территориальному органу после получения соответствующего уведомления ФАС России в течение одного рабочего дня направляет копии документов в ФАС России по факсу и/или на адрес электронной почты, указанные в уведомлении, а оригиналы указанных документов - по почте.

При поступлении в ФАС России (территориальный орган ФАС России) сведений о недобросовестных поставщиках при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу ФАС России (территориальный орган ФАС России) не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, направляет такие сведения по подведомственности в Федеральную службу по оборонному заказу.

При поступлении в ФАС России сведений о недобросовестных поставщиках, подлежащих рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такие сведения для рассмотрения по существу в соответствующий территориальный орган.

При поступлении в территориальный орган ФАС России сведений о недобросовестных поставщиках, подлежащих рассмотрению ФАС России или другим территориальным органом, такие сведения необходимо передавать для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.

При передаче по подведомственности сведений о недобросовестном поставщике ФАС России (территориальный орган ФАС России) направляет копии таких сведений факсимильной связью или электронной почтой не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, а оригиналы указанных документов - по почте.

В случаях, если сведения имеют гриф секретности, то направление указанных документов должно осуществляться с учетом порядка пересылки секретных документов, установленного в ФАС России.

Сроки, в течение которых следует осуществлять передачу сведений о недобросовестном поставщике по подведомственности, обоснованы необходимостью соблюдения сроков, установленных Законом о размещении заказов для рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках, и признаются ФАС России наиболее разумными.

3. Вопрос: В каких случаях следует проводить проверки фактов уклонений участников размещения заказа от заключения государственных (муниципальных) контрактов?

Ответ: Исходя из статьи 19 Закона о размещении заказов, пункта 12 Положения о ведении реестра и пункта 1 Приказа, проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственных или муниципальных контрактов не проводится при расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) его условий и при представлении заказчиком документов, из которых прямо следует, что участник размещения заказа отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт.

Под документами, из которых прямо следует отказ участника размещения заказа заключить государственный (муниципальный) контракт, ФАС России понимает следующие документы:

1) копию решения суда, арбитражного суда о понуждении участника размещения заказа заключить контракт;

2) копию уведомления победителя конкурса (аукциона), победителя в проведении запроса котировок, единственного участника размещения заказа об отказе от заключения контракта.

Под уведомлением об отказе от заключения контракта следует понимать документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт.

Наиболее распространенными причинами отказа от заключения контракта, на основании которых сведения об участнике размещения заказа подлежат включению в Реестр, являются причины, указывающие на наступление у участника размещения заказа обстоятельств (за исключением форс-мажорных), влекущих невозможность заключения им контракта, например:

- невозможность заключения контракта в связи с поломкой оборудования, повреждением (обнаружившимся дефектом) поставляемого товара, или его отсутствием;

- повышение рыночной цены товара (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которого должен быть заключен контракт;

- невозможность поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) в срок, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе), проекте контракта и в заявке на участие конкурсе (аукционе) участника размещения заказа;

Как правило, в случае наступления у участника размещения заказа обстоятельств, влекущих невозможность заключения им контракта на условиях, указанных в проекте контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), такой участник предлагает заказчику заключить контракт на других условиях. Представление участником размещения заказа предложения о заключении контракта на условиях, отличающихся от тех, которые указаны в проекте контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), также следует расценивать как отказ от заключения контракта и безусловное основание для включения сведений о таком участнике размещения заказа в Реестр.

Также, например, в составе сведений о недобросовестном поставщике может быть представлен протокол разногласий, содержащий предложение участника размещения заказа заключить контракт на условиях, отличных от содержащихся в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке). В таком случае протокол разногласий следует рассматривать в качестве документа, свидетельствующего об отказе от заключения контракта, если он подписан законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа.

Уведомление об отказе от заключения контракта должно быть представлено в виде письменного документа, или электронного документа, подписанных законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося от заключения контракта.

При представлении заказчиком в ФАС России уведомления, в тексте которого прямо указано об отказе участника размещения заказа заключить контракт, и подписанного законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося от заключения контракта, ФАС России принимает решение о включении сведений в Реестр без проведения проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

Уведомление об отказе от заключения контракта не подписанное, или подписанное лицом, не являющимся законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, не может являться основанием для включения сведений о таком участнике размещения заказа в Реестр.

Также не может являться основанием для включения сведений в Реестр уведомление, из которого следует, что участник размещения заказа отказался от заключения контракта в связи с неправомерными действиями заказчика, такими как:

- требованием заказчика заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке);

- требованием заказчика предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе);

- допуском к участию в процедурах размещения заказа участника размещения заказа, представившего заявку на участие в торгах (котировочную заявку), в которой содержатся условия исполнения контракта, не соответствующие конкурсной документации, документации об аукционе (извещению о запросе котировок) (например, при проведении конкурса на поставку столов участник представил заявку с предложением на поставку стульев). В данном случае сведения об участнике размещения заказа не подлежат включению в Реестр, а в отношении лиц, нарушивших порядок отбора такого участника размещения заказа, рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

В случае, если в документах, представленных заказчиком, не содержится уведомление участника размещения заказа об отказе от заключения контракта ФАС России считает целесообразным проведение проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. Проверку фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контракта целесообразно проводить в следующих случаях:

- если в уведомлении об отказе заключить контракт не указана причина такого отказа;

- уведомление подписано лицом не являющимся законным представителем и ли доверенным лицом участника размещения заказа;

- участник размещения заказа указывает о неполучении им проекта контракта от заказчика или получении проекта контракта, составленного не по условиям торгов (запроса котировок), заявке такого участника.

ФАС России считает целесообразным соблюдение территориальными органами ФАС России указанного порядка действий при решении вопроса о необходимости проведения проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

4. Вопрос: В каких случаях следует проводить внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов ?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 Приказа и на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов осуществляется всегда при проведении проверки фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта.

Внеплановая проверка соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется в отношении размещения заказа, по которому представлены сведения о недобросовестном поставщике.

5. Вопрос: Каким образом принимается решение руководителя ФАС России о включении сведений о недобросовестных поставщиках в Реестр ?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 Приказа, в случаях, когда проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта не проводится, сведения о недобросовестных поставщиках включаются в Реестр на основании приказа руководителя ФАС России.

В ФАС России, в случаях, когда проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта не проводится, рассмотрение сведений о недобросовестных поставщиках осуществляется следующим образом.

Исполнитель ответственного структурного подразделения ФАС России (далее - ответственный исполнитель) в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления сведений, готовит докладную записку на имя Руководителя ФАС России (далее - докладная записка) и проект приказа Руководителя ФАС России о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр.

Докладная записка содержит:

- данные о составе и существе представленных заказчиком сведений о недобросовестном поставщике;

- выводы о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр.

Докладная записка подписывается руководителем соответствующего подразделения, визируется заместителем руководителя ФАС России и с проектом приказа направляется на утверждение Руководителю ФАС России.

Сведения о недобросовестном поставщике в день принятия приказа Руководителя ФАС России размещаются ответственным исполнителем в части сервера ФАС России по средствам защищенной сети "VipNet" путем формирования заявки АС РНП в портале, расположенном по адресу: http://portal/systems/default.aspx.

Размещение сведений по заявкам на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) осуществляется непосредственно в день ее формирования ответственным исполнителем ФАС России, осуществляющим администрирование поступающих заявок.

В соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов срок для размещения сведений о недобросовестном поставщике на официальном сайте не должен превышать трех рабочих дней со дня их поступления.

Аналогичный порядок рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках в случаях, когда проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта не проводится, ФАС России предлагает к использованию в территориальных органах ФАС России.

6. Вопрос: Каким образом Комиссия ФАС России принимает решение о включении сведений о недобросовестных поставщиках в Реестр ?

Ответ: При проведении проверок фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта, ФАС России осуществляет следующие действия.

Ответственный исполнитель в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления сведений о недобросовестном поставщике, направляет заказчику и лицу, в отношении которого поданы такие сведения (далее - Стороны), уведомления о месте и времени рассмотрения таких сведений Комиссией ФАС России (далее - уведомления).

Уведомления направляются телеграммой либо иным способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление Сторон. При этом уведомления направляются Сторонам по юридическому адресу в случае, если не указан или неизвестен адрес для получения почтовой корреспонденции. Уведомления направляются по почтовому (фактическому) адресу, если таковой содержится в сведениях о недобросовестном поставщике, представленных заказчиком, документации по торгам (запросу котировок) на официальном сайте, или на сайте поставщика (подрядчика, исполнителя) в сети Интернет.

В уведомлениях ФАС России указывает, что полномочия представителей Сторон должны быть подтверждены соответствующими документами, а полномочия участника размещения заказа, в отношении которого поданы сведения, должны включать и право представителя подписать государственный контракт.

Уведомления содержат указания о необходимости Сторон представить все документы и информацию, касающиеся размещения заказа, по которому поданы сведения, в том числе необходимость заказчика представить соответствующий законодательству о размещении заказов государственный контракт, подготовленный к заключению по итогам размещения данного заказа (в случаях, если государственный контракт по данному размещению заказа не заключен).

Рассмотрение сведений о недобросовестных поставщиках Комиссией осуществляется в порядке, предусмотренном методическими рекомендациями ФАС России по рассмотрению жалоб. При этом рассмотрение сведений по существу начинается с доклада ответственного исполнителя о составе представленных сведений и существе рассматриваемого вопроса.

7. Вопрос: Какие обстоятельства подлежат выяснению при проведении проверок фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта ?

Ответ: Комиссия ФАС России, при проведении проверок фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта, выясняет следующие обстоятельства:

1) соответствие условиям, изложенным в проекте государственного (муниципального) контракта требованиям, предъявляемым Законом о размещении заказов и условиям, установленным в конкурсной (аукционной) документации (извещении о запросе котировок), а также заявке участника размещения заказа;

2) факт надлежащего направления (передачи) заказчиком проекта государственного (муниципального) контракта, в т.ч. соблюдение сроков направления (передачи) проекта контракта участнику размещения заказа;

Направление проекта контракта ФАС России признает надлежащим, если оно осуществлено заказчиком в сроки, предусмотренные частью 10 статьи 28, частью 7 статьи 37 и частью 4 статьи 47 Закона о размещении заказов, через почтовые или курьерские организации, а также иным способом, позволяющим удостоверить получение проекта контракта участником размещения заказа по указанному им в заявке на участие в конкурсе (аукционе, запросе котировок) адресу, включая непосредственное вручение проекта контракта.

При этом, в случае не соблюдения заказчиком срока направления проекта контракта участнику размещения заказа, заказчику следует предоставить участнику размещения заказа срок для возможности подписания контракта, который не может составлять менее 7 дней. (исчисление такого срока является результатом вычитания от 10 дней (срока ранее которого контракт заключен быть не может) 3 рабочих дней (срока передачи проекта контакта)).

Направление заказчиком проекта государственного (муниципального) контракта посредством электронной почты не влечет вывода о надлежащем исполнении заказчиком обязанности направить контракт участнику размещения заказа.

3) соответствие заявки участника размещения заказа в части предложения о функциональных качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и условиях исполнения контракта, в том числе предложения о цене контракта, требованиям, установленным конкурсной (аукционной) документацией, извещением о запросе котировок;

Следует отметить, что участник размещения заказа, подавая заявку на участие в торгах (запросе котировок), принимает обязательства заключить и исполнить государственный (муниципальный) контракт на условиях, изложенных в такой заявке, применительно к требованиям, установленным конкурсной (аукционной) документацией, извещением о запросе котировок.

Таким образом, у участника размещения заказа не возникает обязанности подписать государственный контракт, который составлен по отличным от предложенных в его заявке условиям исполнения контракта, в т.ч. если данная заявка не соответствовала конкурсной (аукционной) документации, извещению о запросе котировок. В таких случаях заказчик обязан отклонить такую заявку, а действия поставщика (исполнителя, подрядчика) не образуют факта уклонения от заключения государственного контракта.

4) получение проекта контракта участником размещения заказа (был ли получен контракт, получен ли с опозданием и какие действия совершил участник размещения заказа);

5) соблюдение сроков представления участником размещения заказа подписанного контракта заказчику;

6) заключен ли контракт по данному размещению заказа;

7) иные обстоятельства.

При рассмотрении сведений о недобросовестном поставщике, если контракт по такому размещению заказа не заключен, и Стороны явились на заседание Комиссии, а факт уклонения от заключения контракта прямо не очевиден, Комиссия ФАС России предлагает участнику размещения заказа непосредственно на заседании заключить контракт. При этом, если участник размещения заказа отказался от заключения контракта, в т.ч. по причине отсутствия надлежащей доверенности, о чем участник был уведомлен в телеграмме ФАС, сведения о таком участнике размещения заказа включаются в Реестр. В случае, если от заключения контракта отказался заказчик, а участник размещения заказа не отказывается заключить контракт, то сведения о таком участнике размещения заказа в Реестр не включаются, а заказчику выдается предписание о заключении контракта с данным участником размещения на условиях, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), заявке такого участника размещения заказа.

Следует отметить, что в случаях, когда на заседание Комиссии не явился представитель лица, в отношении которого поданы сведения, который надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения таких сведений, Комиссии следует исходить из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось, и основывать свое решение по представленным документам, с учетом пояснений заказчика.

8. Вопрос: Какое решение принимается Комиссией ФАС России по результатам проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта ?

Ответ: В соответствии с пунктом 8 Приказа Комиссией ФАС России по результатам осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов и проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта принимается единое решение. Решение Комиссии состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов, Положением о ведении реестра и пунктом 10 Приказа Комиссией ФАС России по результатам проверки факта уклонения участника размещения заказов от заключения государственного контракта принимаются следующие виды решений:

1) о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр.

Данный вид решения содержит:

- наименование заказчика, представившего сведения о недобросовестном поставщике;

- наименование поставщика (исполнителя, подрядчика), юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;

- указание о включении сведений в Реестр;

- указание причины включения;

- указание об исчислении даты включения сведений в Реестр.

Например: "Сведения, представленные Федеральным агентством в отношении ООО " *** " ( 0 00000, Московская область, г .Химки, ул. Зайцева д.1А, ИНН 0000000000) включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении ООО " *** " в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.".

2) об отказе включить сведения о недобросовестном поставщике в Реестр.

Данный вид решения содержит:

- наименование заказчика, представившего сведения о недобросовестном поставщике;

- наименование поставщика (исполнителя, подрядчика), юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;

- указание о не включении сведений в Реестр.

Например: "Сведения, представленные Федеральным агентством в отношении ООО " ***" (000000, Московская область, г.Химки, ул. Зайцева д.1А, ИНН 0000000000) в Реестр недобросовестных поставщиков, не включать.".

При этом в резолютивной части единого решения целесообразно указывать:

- выводы Комиссии о включении либо не включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр;

- выводы Комиссии о признании в действиях Заказчика нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на нормы законодательства о размещении заказов, нарушение которых было установлено в результате проведения внеплановой проверки и проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта;

- выводы Комиссии о наличии в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной (аукционной, котировочной) комиссий, специализированной организации, или должностных и иных лиц признаков административного правонарушения;

- решение о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов;

- другие меры, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе о необходимости обращения с иском в суд о признании размещения заказа недействительным, понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, в том числе о заключении контракта, а также передачи материалов в органы прокуратуры и внутренних дел.

Резолютивная часть решения содержит указание о возможности обжалования заинтересованным лицом такого решения в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Вопрос: В каких случаях при проведении проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта и осуществлении внеплановой проверки обязательно выдается предписание заказчику (комиссии, уполномоченному органу и т.д.) об устранении допущенных нарушений?

Ответ: В случаях, если при проведении проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта и осуществлении внеплановой проверки в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной (аукционной, котировочной) комиссий, специализированной организации выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, Комиссия ФАС России выдает предписание об устранении таких нарушений.

Данное предписание об устранении нарушений обязательно выдается Комиссией в случаях, установленных приказом ФАС России.

Содержание, порядок изготовления и выдачи предписания осуществляется в порядке, предусмотренном методическими рекомендациями ФАС России по рассмотрению жалоб.

Аналогичный порядок ФАС России считает целесообразным к использованию в территориальных органах ФАС России.

10. Вопрос: При выявлении каких нарушений Закона о размещении заказов при проведении проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта и осуществлении внеплановой проверки ФАС России следует обязательно обращаться в суд с исками о признании размещения заказов недействительными, о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, в том числе о заключении контракта ?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 Приказа, в случаях выявления нарушений законодательства о размещении заказов, если такие нарушения повлияли на результаты размещения заказа и государственный контракт по данному размещению заказа заключен, ФАС России и его территориальным органам следует обращаться в суд с исками о признании размещения заказов недействительными, понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, в том числе о заключении контракта.

ФАС России обязано обратиться в суд с исками о признании размещения заказов недействительными, о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, в том числе о заключении контракта, в случаях, установленных приказом ФАС России.

В остальных случаях, решение об обращении в суд, арбитражный суд принимается ФАС России самостоятельно в отношении нарушений, которые повлияли или могли повлиять на результаты размещения заказа.

Аналогичный порядок ФАС России считает целесообразным к использованию в территориальных органах ФАС России.

11. Вопрос: Подлежат ли рассмотрению ФАС России сведения о недобросовестных поставщиках, если факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта имел место до 29 мая 2007 года (даты вступления в силу Положения о ведении реестра) ?

Ответ: При рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках следует учитывать, что полномочия ФАС России по ведению Реестра установлены с 29.05.2007, то есть с даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292.

Рассмотрение сведений о недобросовестных поставщиках до указанной даты осуществлялось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если такие акты о ведении Реестра органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были приняты).

Таким образом, сведения о недобросовестных поставщиках, представленные заказчиками по фактам уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта, имевших место до 29 мая 2007 года, рассмотрению не подлежат, данные сведения возвращаются заказчикам, подавшим такие сведения с обоснованием причин отказа.

12. Вопрос: Подлежат ли включению в Реестр сведения о недобросовестных поставщиках с которыми государственный (муниципальный) контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке ?

Ответ: Согласно статье 19 Закона о размещении заказов и Положению о ведении реестра, в случае расторжения государственного или муниципального контракта, заказчиком направляются копии соглашения о расторжении контракта или копию решения суда о расторжении контракта, из которых должно следовать, что государственный или муниципальный контракт расторгнут в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.

Согласно части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Таким образом, Закон о размещении заказов не предусматривает возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке. Следовательно, сведения о таком участнике размещения заказа, в случае расторжения с ним государственного (муниципального) контракта заказчиком в одностороннем порядке, включению в Реестр не подлежат. Такие сведения направляются в органы прокуратуры и внутренних дел для принятия соответствующих мер, в т.ч. рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц заказчика состава преступления.

Следует отметить, что в случае, если из копии соглашения о расторжении контракта или копии решения суда о расторжении контракта не следует, что государственный или муниципальный контракт расторгнут в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, такие документы подлежат возврату заказчику на основании пункта 11 Положения о ведении реестра, при этом сведения о недобросовестном поставщике в Реестр не включаются. При этом ФАС России под существенными условиями государственного (муниципального) контракта понимает условия, которые указаны в части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.

13. Вопрос: Какое решение следует принимать в отношении сведений о недобросовестных поставщиках, с которыми государственный (муниципальный) контракт расторгнут после 01.10.2007 по соглашению сторон в связи существенным нарушением условий контракта ?

Ответ: Согласно пунктам 6 и 7 Приказа и статье 19 Закона о размещении заказов, с учетом Федерального закона от 24.07.2007 № 218-ФЗ, сведения о недобросовестных поставщиках, с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты после 1 октября 2007 года, подлежат включению в Реестр только на основании судебного решения о расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.

Таким образом, с 01.10.2007 статьей 19 Закона о размещении заказов не предусматривается возможность включения сведений о недобросовестных поставщиках в Реестр в случае расторжения с ними государственных (муниципальных) контрактов по соглашению сторон, в т.ч. в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

14. Вопрос: Включаются ли сведения в отношении одного и того же поставщика (исполнителя, подрядчика) в Реестр, если сведения о нем уже содержатся в Реестре ?

Ответ: В соответствии с пунктом 16 Положения о ведении реестра, сведения о недобросовестном поставщике включенного в реестр, образуют одну реестровую запись.

Каждое решение о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр образует самостоятельную реестровую запись, которая имеет собственные сроки включения (исключения) из Реестра и не зависит от наличия или отсутствия иных реестровых записей в отношении одного и того же недобросовестного поставщика.

Таким образом, сведения в отношении одного и того же поставщика (исполнителя, подрядчика) включаются Реестр по всем установленным фактам уклонения (в т.ч. по каждому лоту) от заключения государственного (муниципального) контракта, включая случаи расторжения контрактов с недобросовестным поставщиком в связи существенным нарушением им условий контрактов.

15. Вопрос: Каким образом ФАС России осуществляется размещение информации о недобросовестных поставщиках на официальном сайте ?

Ответ: Реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) ведется ФАС России в электронном виде путем использования автоматизированной системы "Реестр недобросовестных поставщиков" (далее - АС РНП).

Сведения о недобросовестном поставщике в день принятия приказа Руководителя ФАС России или изготовления решения Комиссии ФАС России размещаются ответственным исполнителем в части сервера ФАС России по средствам защищенной сети "VipNet" путем формирования заявки АС РНП в портале, расположенном по адресу: http://portal/systems/default.aspx.

Формирование заявки на включение сведений о недобросовестном поставщике ответственным исполнителем осуществляется путем заполнения следующих страниц в заявке на включение сведений о недобросовестных поставщиках в АС РНП (в заявке обозначены жирным шрифтом с подчеркиванием):

- сведения о заказчике;

- сведения о поставщике;

- сведения о заявке;

- сведения для внесения в реестр;

- представленные документы.

После заполнения приведенных выше страниц, сформированную заявку необходимо сохранить.

Размещение сведений по заявкам на официальном сайте осуществляется непосредственно в день ее формирования ответственным исполнителем ФАС России, осуществляющим администрирование поступающих заявок.

16. Вопрос: Какие сроки предусмотрены законодательством о размещении заказов для рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках ?

Ответ: Для рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках статьей 19 Закона о размещении заказов и Положением о ведении реестра установлены следующие сроки:

№ Наименование действий по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках Срок рассмотрения сведений о недобросовестных поставщиках

1 В случае отсутствия в представленных документах сведений, предусмотренных пунктами 7 - 9 Положения о ведении реестра, ФАС России (территориальный орган ФАС России) возвращает представленные документы заказчику не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их поступления

2 В случаях не проведения проверок фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта сведения размещаются на официальном сайте не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их поступления

3 Срок проведения проверки фактов уклонения участников размещения заказа от заключения государственного (муниципального) контракта в течение 10 рабочих дней, следующих за днем их поступления

4 В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта (вынесения соответствующего решения Комиссии) сведения размещаются на официальном сайте не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем подтверждения данного факта.

В соответствии с пунктом 8 Приказа, единое решение Комиссии в течение трех рабочих дней с даты его вынесения следует изготовить и направить заказчику, подавшему сведения, и лицу, в отношении которого такие сведения поданы.

Следует отметить, что АС РНП осуществляет размещение заявок на включение сведений в Реестр на официальном сайте только на следующий календарный день после их формирования.

В целях соблюдения сроков для размещения сведений о недобросовестных поставщиках на официальном сайте, Центральным аппаратом применяется и рекомендуется к использованию территориальными органами ФАС России указание следующей формулировки в принимаемых приказах или решениях о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр:

"Датой включения сведений в отношении ООО "***" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. ".

17. Вопрос: В каком порядке исключается реестровая запись о недобросовестном поставщике из Реестра ?

Ответ: В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о размещении заказов, сведения о недобросовестном поставщике исключаются из Реестра по истечении двух лет со дня их внесения.

Следует отметить, что АС РНП осуществляется исключение реестровых записей по сведениям о недобросовестных поставщиках по истечении двухлетнего срока со дня их внесения в Реестр в автоматическом режиме и без совершения подтверждающих на то действий ответственных исполнителей.

Пунктом 10 Приказа, установлено, что в решениях о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков необходимо указывать период включения в реестр таких сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике).

Центральным аппаратом применяется и рекомендуется к использованию территориальными органами ФАС России указание следующей формулировки включения сведений в Реестр:

"Сведения, представленные Федеральным агентством в отношении ООО "***" (000000, Московская область, г.Химки, ул. Зайцева д.1А, ИНН 0000000000) включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года.".

Таким образом, для исключения сведений о недобросовестном поставщике из Реестра вынесение отдельного приказа или решения не требуется.

18. Вопрос: Каков порядок предоставления сведений из Реестра недобросовестных поставщиков ?

Ответ: Ведение Реестра осуществляется ФАС России в соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов и Положением о ведении реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре доступны для ознакомления на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).

АС РНП позволяет неограниченному кругу лиц, т.е. любым пользователям сайта, самостоятельно получить информацию о наличии или об отсутствии сведений о недобросовестных поставщиках в Реестре.

Пунктом 22 Положения о ведении реестра, предусматривается возможность предоставления информации о наличии или об отсутствии сведений о недобросовестных поставщиках только в отношении сведений, находящихся в архиве.

Таким образом, законодательство о размещении заказов не предусматривает возможности предоставления ФАС России справок (выписок) о наличии или об отсутствии сведений о недобросовестных поставщиках, находящихся в Реестре. При этом, такие сведения предоставляются ФАС России и ее территориальными органами в случаях поступления судебного определения или запроса правоохранительных органов по вопросам, не касающихся деятельности последних, как государственных заказчиков.

19. Вопрос: Может ли юридическое (физическое) лицо, сведения о котором включены в Реестр принять участие в запросе котировок ?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

Таким образом, при проведении запроса котировок Закон о размещении заказов не предусматривает право заказчика, уполномоченного органа устанавливать требования к участникам размещения заказа в виде отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

Соответственно, любое юридическое (физическое) лицо, сведения о котором включены в Реестр, вправе принять участие в запросе котировок.

20. Вопрос: Подлежат ли рассмотрению сведения о недобросовестных поставщиках, уклонившихся от заключения контрактов при размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном пунктами 1-7, 11-20, 22 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов ?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о размещении заказов, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.

Следует отметить, что при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании, предусмотренном пунктами 1-7, 11-20, 22 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, такой поставщик не может в соответствии с законом признаваться уклоняющимся от заключения контракта.

Таким образом, при размещении заказа в порядке, предусмотренном пунктами 1-7, 11-20, 22 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) отказавшемся от заключения контракта, включению в Реестр не подлежат.

Сведения о включении в реестр поставщиков (исполнителей, подрядчиков), при размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном пунктами 8, 9, 10 и 21 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, рассматриваются в общем порядке.

Материал изменен: 22 июля 2010 10:14

« Назад к списку

Сферы деятельности