ОАО «РЖД» продолжает злоупотреблять: на компанию наложен административный штраф более 2 миллиардов рублей

13 ноября 2012 10:37
 
Связанные персоны: Заместитель руководителя Голомолзин Анатолий Николаевич,

Федеральная антимонопольная служба привлекла к административной ответственности крупнейшего перевозчика ОАО «Российские железные дороги» за злоупотребление доминирующим положением по статье 14.31 КоАП РФ.



Согласно постановлению ФАС России, ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 2 241 296 238 рублей за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ. Ранее Комиссия ФАС России признала компанию нарушившей ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции». При этом компании было выдано предписание об удовлетворении заявок на перевозки грузов на условиях инвентарного парка и об организации взаимодействия с компаниями, входящими в группу лиц ОАО «РЖД» и другими операторскими компаниями в этих целях.


Дело в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в ФАС России материалов от нескольких десятков хозяйствующих субъектов, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, органов прокуратуры. В этих обращениях указывалось на значительный рост совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования, увеличение размера нерегулируемой «вагонной составляющей», неполном согласовании или отказе от согласовании заявок на перевозку грузов по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, необеспечении отправок массовых грузов и «повагонных отправок» грузовыми вагонами принадлежности перевозчика и др.


Нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного ещё при создании ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК». В уставный капитал этих обществ был передан подвижной состав (грузовые вагоны). При этом ФАС России сформулировала требования к группе лиц ОАО «РЖД», направленные на обеспечение конкуренции, включая разработку «Регламента предоставления группой лиц в составе: ОАО «РЖД», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», грузоотправителям вагонов (в том числе для выполнения повагонных отправок)». Текст проекта регламента неоднократно обсуждался с грузоотправителями и их объединениями, с другими железнодорожными операторами на Экспертном совете ФАС России по железнодорожному транспорту, однако необходимые меры так и не были приняты.

Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года для ОАО «РЖД», как субъекта естественной монополии и компании, занимающей доминирующее положение на рынке грузовых железнодорожных перевозок, предусмотрена необходимость оказания комплексной услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом, привлекая при необходимости вагоны других лиц (в том числе ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК»). Однако ОАО «РЖД» в 2010 – 2011 годах стало применять так называемую агентскую схему организации взаимодействия компании с дочерними операторскими компаниями. В результате ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава, при фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения (при большем количестве вагонов вывозилось меньше грузов), вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки – до тридцати и более процентов. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%.



Улучшения ситуации в 2012 году удалось достичь не в результате самостоятельных действий ОАО «РЖД» или в процессе исполнения предписания ФАС России (в настоящее время ОАО «РЖД» обжалует решение и предписание по этому делу в суде). Это произошло только после того, как требования к ОАО «РЖД» по привлечению подвижного состава и обеспечению грузоотправителей комплексной транспортной услугой по регулируемым государствам тарифам, были закреплены, в том числе постановлением Правительства РФ от 20.12.2011 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе».


«Вместе с тем, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС России рассматривает дело в отношении ОАО «РЖД» по заявлению ОАО «Уральская сталь» с жалобой на установление ОАО «РЖД» «логического контроля» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций, с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей, в чей адрес можно отправить груз, что имеет признаки создания ОАО «РЖД» дискриминационных условий. Полагаем, что кардинальному улучшению ситуации будет способствовать исполнение в полном объёме поручения Президента РФ, данное на совещании в г.Кемерово в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте», - отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.


 

Материал изменен: 28 января 2014 11:14

« Назад к списку