Часто задаваемые вопросы

Категория:
Борьба с картелями
К поиску по категориям
Поиск по ключевым словам

Возможно ли получение какого-либо вознаграждения физическим лицом за сообщение в антимонопольный орган о картельном сговоре?

24.10.23
Показать ответСвернуть ответ

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) не предусматривает условий получения награды заявителем при сообщении о картельном сговоре.

Вместе с тем в ФАС России действует порядок награждения ведомственными знаками отличия Федеральной антимонопольной службы, утвержденный приказом ФАС России от 11.03.2019 № 273/19 «О ведомственных знаках отличия Федеральной антимонопольной службы» (далее — Порядок).

Исходя из положений Порядка, лица и организации, оказавшие содействие в решении возложенных на ФАС России задач, награждаются ведомственными знаками отличия Федеральной антимонопольной службы.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 44.1 Закона о защите конкуренции и примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо (группа лиц) добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию    согласованных     действий,  может     быть     освобождено от административной ответственности или такая ответственность может быть смягчена.

Как подать заявление о заключении ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях освобождения от административной ответственности?

10.07.23
Показать ответСвернуть ответ

Порядок подачи заявления о заключении ограничивающего конкуренции соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий регламентирован статьей 44.1 Закона о защите конкуренции.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), заключивший ограничивающее конкуренцию соглашение или осуществивший ограничивающие конкуренцию согласованные действия, в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности вправе подать в антимонопольный орган заявление о заключении такого соглашения или об осуществлении таких действий до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявление подается хозяйствующим субъектом (лицами, входящими в группу лиц) в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и должно содержать:

1) сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес места жительства - для физического лица, наименование и место нахождения - для юридического лица);

2) описание нарушения антимонопольного законодательства, в том числе сведения о товаре, в отношении которого заключено соглашение или осуществлялись согласованные действия (для соглашений, запрещенных пунктом 2 части 1 статьи 11 и пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, - сведения о предмете торгов и данные, позволяющие идентифицировать торги), о территории, на которую распространялись (распространяются) действие соглашения или согласованные действия, о времени действия соглашения или осуществления согласованных действий, об иных известных заявителю участниках соглашения или согласованных действий, о содержании соглашения или согласованных действий хозяйствующих субъектов - участников соглашения или согласованных действий и об имеющихся у заявителя документах, подтверждающих указанные сведения;

3) просьбу о смягчении административной ответственности или об освобождении от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

Заявитель вправе представить документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в заявлении или копии таких документов.

В случае подачи заявления группой лиц заявление подписывается каждым участником соглашения или согласованных действий, входящим в такую группу лиц.

Однако в случае отсутствия в указанном заявлении сведений о заявителе и(или) описания нарушения антимонопольного законодательства заявление не подлежит регистрации.

Заявление, не подлежащее регистрации, не позднее дня, следующего за днем его поступления, возвращается заявителю.

Что такое запрещённая координация экономической деятельности?

12.04.21
Показать ответСвернуть ответ

Антимонопольное законодательство (ч.3 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции») запрещает координацию экономической деятельности, если такая координация может привести к ряду антиконкурентных последствий, например, к установлению и поддержанию цен или разделу рынка. «Координатор» - это организатор картеля, который не является конкурентом участников картеля, то есть не работает с ними на одном рынке. «Координатором» может быть предприятие, ассоциация или физическое лицо. Чаще всего дела по запрещённой координации экономической деятельности ведутся антимонопольным органом параллельно с делами о картелях. Вопросами расследования картелей, в том числе фактов сговоров на торгах или участия в запрещённых вертикальных соглашениях, а также привлечения к ответственности за запрещённую координацию экономической деятельности, в Федеральной антимонопольной службе занимается Управление по борьбе с картелями. 8 (495) 254 54 95 8 (916) 686 50 32 kartel@fas.gov.ru Начальник Управления: Кинёв Александр Юрьевич

Какие нарушения при проведении торгов, конкурсов, аукционов являются нарушением антимонопольного законодательства?

26.02.21
Показать ответСвернуть ответ

Антимонопольное законодательство (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции») запрещает сговор на торгах, то есть соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Также антимонопольным законодательством запрещены действия, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов (ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции»), в том числе, когда такие действия в интересах одного или нескольких участников осуществляет орган власти (ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции»). В случае, если антимонопольный орган установит, что при проведении торгов было нарушено антимонопольное законодательство, виновные юридические лица наказываются «оборотным» штрафом, виновные физические лица привлекаются к административной (штраф, дисквалификация) или уголовной ответственности.

Что такое картель? Это сговор или объединение нескольких компаний для решения проблем в сфере своей деятельности, например на рынке продаж металла? Это так или же нечто другое?

11.01.21
Показать ответСвернуть ответ

Понятие «картель» существует в мировой экономике несколько столетий. Синонимами этому понятию являются: «стачка», «сговор», «синдикат», «трест». Современный российский законодатель, рассматривая картели, говорит о соглашениях между конкурентами, которые могут быть письменными или устными (п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»), или согласованных действиях между ними, то есть действиях, соответствующих интересам участников картеля и не связанных с влиянием объективных экономических обстоятельств (ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции») Общественная опасность картелей состоит в ограничении конкуренции путём заключения тайных незаконных соглашений между конкурентами, направленных на ущемление интересов потребителей и извлечение несправедливых сверхприбылей. К последствиям существования картелей следует отнести: - искусственный рост цен; - отсутствие новых, более качественных товаров; - меньший выбор товаров; - отсутствие у хозяйствующих субъектов мотивов для развития, инноваций, повышения эффективности; - недопущение на рынок новых игроков, стагнацию рынка; - подрыв доверия общества к основам рыночной экономики и политике властей в этой области.

Обязательно ли при доказывании картеля устанавливать ограничение конкуренции от его деятельности?
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Запрет на картельное соглашение является запретом «per se», соответственно, не требуется доказывания ни экономической выгоды участия хоз. субъектов, ни негативного влияния на конкуренцию (См. подробнее: Разъяснение ФАС России от 30.05.2018 № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах»).
Необходимо ли обосновывать экономическую целесообразность/выгоду участия в картеле хозяйствующих субъектов при рассмотрении дела о нарушении части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»?
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
Закон о защите конкуренции не содержит ссылки на обязанность антимонопольного органа доказывать факт получения хозяйствующими субъектами-конкурентами материальной выгоды от заключения и участия в антиконкурентном соглашении. Так, в решении от 20.02.2015 по делу № А40-188369/14-79-1566 Арбитражный суд г. Москвы, пришел к выводу о том, что пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не содержит ссылки на обязанность антимонопольного органа доказывать факт получения хозяйствующими субъектами-конкурентами материальной выгоды от совершения запрещенных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона действий. Указанное решение признано законным постановлением Верховного Суда РФ от 16.11.2015 № 305-АД15-12805 по делу № А40-188369/2014. Данный вывод также подтверждается Разъяснениями ФАС России № 3 от 17 февраля 2016 г.
Свидетельствует ли наличие договора доверительного управления о подконтрольности одной компании другой в понимании ч. 7 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»?
15.07.19
Показать ответСвернуть ответ
В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрет на антиконкурентные соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица. Согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции под контролем в настоящей статье понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий: 1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; 2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица. Частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен закрытый перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц, при соблюдении которых допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами. Расширительное толкование критериев контроля, предусмотренных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, недопустимо в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня критериев допустимости антиконкурентных соглашений. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, а следовательно, отсутствует факт возможности распоряжения доверительным управляющим по собственному усмотрению более, чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставный капитал юридического лица (См. подробнее: Разъяснения ФАС России «Об оценке антимонопольными органами при рассмотрении дел о картелях договоров доверительного управления, заключенных хозяйствующими субъектами-конкурентами» от 24.12.2018 № ЦА/106192/18).

Какая группа лиц является подконтрольной?

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

В целом, исходя из положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», группой лиц признается совокупность физических и/или юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, установленным настоящей статьей, которые возможно сгруппировать по следующим критериям: - распорядительный характер – владение более 50% голосующих акций (долей); - управленческий характер – исполнение функций единоличного органа; возможность давать обязательные для исполнения указания; пересечение составов коллегиального органа управления более чем наполовину; номинирование единоличного коллегиального органа; номинирование более половины состава коллегиального органа; - родственный характер – близкие родственные или свойственные связи; - смешанный характер – вышеуказанные основания пересекаются между собой. В свою очередь частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции регламентируется понятие «контроля». Под контролем понимается возможность физического или юридического лица влиять на принятие другим юридическим лицом решения следующим образом: - прямо – путем распоряжения более 50% общего количества голосов и/или осуществления функций исполнительного органа юридического лица; - косвенно – путем распоряжения более 50% общего количества голосов хозяйствующего субъекта, также имеющего более 50% общего количества голосов у другого субъекта и/или распоряжения более 50% общего количества голосов хозяйствующего субъекта, осуществляющего функции исполнительного органа. Таким образом, подконтрольная группа лиц – это совокупность физических и/или юридических лиц, отвечающая условиям антимонопольного законодательства и прямо или косвенно влияющая на принятие другим юридическим лицом решения.

Чем отличаются соглашения от согласованных действий?

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. В соответствии со статьей 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; 2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; 3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения установлен статьей 11 Закона о защите конкуренции. Для квалификации действий хозяйствующих субъектов по данной статье антимонопольному органу необходимо доказать факт наличия соглашения в устной или письменной форме. Согласованные действия запрещены статьей 11,1 Закона о защите конкуренции. При согласованных действиях доказыванию подлежит необоснованное единообразное, единовременное поведения конкурентов на одном товарном рынке, которое приводит к определённым в указанной статье последствиям. Необходимо отметить, что запрет на согласованные действия, в отличие от запрета на антиконкурентные соглашения, может быть применен только к хозяйствующим субъектам совокупная доля которых превышает 20% и при этом доля каждого из которых превышает 8 %, на рынке на котором совершено правонарушение.

В каком случае лицо, заключившее антиконкурентное соглашение, может быть освобождено от административной ответственности?

14.12.18
Показать ответСвернуть ответ

Пунктом 1 Примечаний к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены условия, при выполнении которых лицо (группа лиц) подлежит освобождению от административной ответственности. Так лицо (группа лиц), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) о заключении антиконкурентного соглашения или об осуществлении согласованных действий, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий: - на момент обращения лица с заявлением федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; - лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; - представленные лицом сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Таким образом, лицо (группа лиц) должно сообщить антимонопольному органу сведения достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.32 КоАП РФ и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа. Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган: - документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях; - документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий; - документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях; - документов или сведений, указывающих на полный состав участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий; - документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения; - информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках, - информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях, - иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения. Стоит также отметить, что освобождению от административной ответственности подлежит лицо, которое первым выполнило все вышеуказанные условия.

Планируется ли освобождение малого бизнеса от проверок ФАС России?

23.04.18
Показать ответСвернуть ответ

В законодательстве для картелей, в отличие от иных антиконкурентных соглашений, нет иммунитетов от антимонопольного преследования. ФАС России не преследует добросовестный малый бизнес. Как правило, компании, формально отвечающие критериям малого или среднего бизнеса, выступают в картелях прикрытием для крупных и реальных участников картелей. Наиболее явно это видно в случаях сговоров на торгах. Следовательно для того, чтобы восстановить конкуренцию и позволить участвовать добросовестным участникам в торгах, необходимо преследовать такие компании.

Что представляют собой сговоры на торгах?
23.04.18
Показать ответСвернуть ответ
Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции содержит запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Таким образом, сговор на торгах - один из видов картеля. При этом общепризнано, что картель - самое общественно опасное нарушение антимонопольного законодательства. Ведь от сговоров на торгах страдают не только интересы конечных потребителей, но причиняется значительных ущерб бюджетам государственных и муниципальных заказчиков. Более 85% картелей, которые раскрываются антимонопольными органами в последние годы - это сговоры на торгах. Сговор на торгах - это чаще всего соглашение между конкурентами об условиях участия на торгах, которое реализуется следующим образом: 1) посредством ограничения участия в процедуре торгов. В данном случае конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или готовы отозвать свое предложение, чтобы победил определенный участник; 2) путем подачи неконкурентоспособного предложения. Конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил определенный участник. Если Вы заказчик, и Вам кажется, что на организованных Вами торгах появился картель, то оцените поведение таких участников на наличие признаков картеля. К таким признакам относятся: - Большинство торгов выигрывает одна и та же компания; - Ряд компаний выигрывают торги по очереди; - Минимальное число участников торгов; - Участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях; - Минимальное снижение начальной цены; - Неявка участников торгов на процедуру торгов; - Присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения; - Отличие цен на торгах от рыночной цены. В случае если Ваши опасения подтверждаются, то поспешите обратится в ФАС России с соответствующим заявлением.
Если две или более компании заключают соглашение, которое способствует конкуренции, или просто о совместной деятельности (например, благотворительной), будет ли ФАС разбираться с таким соглашением, будет ли выяснять суть и выявлять нарушение или не будет, по каким признакам ФАС будет решать - есть нарушение в таком соглашении или нет?
02.08.16
Показать ответСвернуть ответ
Предметом рассмотрения ФАС России может стать любое соглашение, заключенное между хозсубъектами по вопросам их хозяйственной деятельности. Критерии, при наличии которых соглашение признается нарушающим антимонопольное законодательство, содержатся в статье 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Случаи и условия признания соглашений допустимыми прописаны в статьях 12 и 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».
Существуют ли у нас международные картели? Если да, то, предположительно, в каких областях экономических отношений? Могут ли образовываться картели на местном уровне (например, в отдельно взятом городе)? И как с ними бороться?
02.08.16
Показать ответСвернуть ответ
В практике работы ФАС России отмечаются картельные сговоры, участниками которых являются хозяйствующие субъекты, расположенные в пределах различных административно-территориальных образований Российской Федерации и в разных отраслях экономики. Также выявлены картельные сговоры с участием иностранных коммерческих организаций. В настоящее время Российская Федерация активно развивает сотрудничество с международными конкурентными ведомствами в целях проведения совместных проверок, расследований в отношении «международных» картелей.
Какие нарушения антимонопольного законодательства считаются наиболее серьёзными?
02.08.10
Показать ответСвернуть ответ
Самыми серьёзными нарушениями антимонопольного законодательства являются так называемые «жёсткие» или «классические» картели, к которым относятся - ценовые сговоры (соглашения между конкурентами о единообразных манипуляциях с ценами); - сговоры на торгах (соглашения между конкурентами об условиях участия в торгах); - сговоры по разделу рынков (соглашения между конкурентами о распределении клиентов, территорий, объёмов продаж). Учитывая тяжесть данных правонарушений, за участие в подобных сговорах предусмотрено максимально жёсткое наказание. Юридическое лицо (компания) может быть оштрафована на сумму до 15% от годового оборота, физическое лицо (менеджер) может быть привлечено к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
Какие соглашения между производителем и продавцом (компанией и её дилером) могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство?
02.08.10
Показать ответСвернуть ответ
Соглашения между производителем и продавцом или так называемые «вертикальные соглашения» являются запрещёнными с точки зрения антимонопольного законодательства (ч. 12 ст. 11, ст. 12 Федерального закона «О защите конкуренции») в случае, если соблюдаются одновременно два условия: 1. хотя бы один из участников соглашения имеет долю на рынке более 20%; 2. этим соглашением установлена цена перепродажи товара или требование - не допускать для продажи товар конкурента. За участие в запрещённом «вертикальном» соглашении предусмотрена ответственность и для юридических, и для физических лиц, такая же, как и за участие в иных видах антиконкурентных соглашений или согласованных действий: административная (штраф, дисквалификация) или уголовная. При этом, к ответственности привлекаются обе стороны соглашения: и производитель, и продавец.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь